Календарь на все дни. 10 ноября

10 Ноября

День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации


Исторические даты:       смотреть тут


 Именинники: 

Арсений, Неониооа, Нестор, Прасковья, Терентий


Параскева Пятница

Православный календарь:

День великомученицы Параскевы, нареченной Пятница; мучеников Терентия, Неониллы; святителей Арсения, архиепископа Сербского, Димитрия, митрополита Ростовского; преподобного Иова, игумена Почаевского.


Народные приметы: 

Чем больше муравьиные кучи, тем суровее будет зима.


Народные поверья и обычаи:

На Руси особо почиталась Параскева Пятница, покровительница одноименного дня недели. Пятница – день крестной смерти, день скорби, день искупления, день исполнения великой тайны. Женщины считали Параскеву своей заступницей: она покровительствовала браку, дому, женским занятиям, прежде всего прядению. Параскева исцеляла от душевных и телесных недугов, покровительствовала земле, скоту и воде, была заступницей торговли. Иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и счастье. На иконе Параскева изображается суровой подвижницей высокого роста, с лучезарным венком на голове.
В день памяти Параскевы в церковь для освещения приносили плоды, которые как святыня хранились до следующего года. Крестьяне чтили родники Параскевы. По древним преданиям, именно в их воде являлась людям икона Параскевы. Бабы бросали в воду кудель: «Матушке Пятнице на становину!» К родникам Параскевы приводили матери своих больных детей, умывали их освященной водой, и отступали детские болезни, осенняя простуда.
В народе Параскева Пятница представлялась красивой девушкой или молодой высокой худощавой женщиной (таких женщин называли «долговязая пятница») с длинными распущенными волосами, символизировавшими лен. По народному поверью, она является в белой сорочке и плахте или нагой, часто в крови от уколов спиц и веретен, использовавшихся женщинами при прядении и ткачестве в пятницу, нарушивших таким образом запрет на работу в этот день.
Параскеву, наряду с Богородицей, считали покровительницей брака и родов. Ее называли «повивальной бабкой», которая занималась повоем («повой» – помощь женщине при родах; «повивать» – принимать младенца). Девушки просили Параскеву о замужестве: «Матушка Прасковея, отдай замуж поскорее», «Девята Пятница – Прасковея, пошли мне жениха поскорее, да к тому же поласковее», «Выйти хоть за старца, лишь бы в девках не остаться», «С мужем – нужа, без мужа и того хуже; а вдовой да сиротой – хоть волком вой» . В день святой Параскевы девушки гадали о женихах, подобно тому, как гадали в день Покрова. Образ Параскевы объединялся в народном сознании с образом Богородицы:
«Стояла милослива жена да милосердна
Во край пути да край дорози.
Во сне ей и Пятница явилась,
Сама пресвятая Богородица…»
По древним верованиям, святая Параскева признавалась покровительницей полей и плодородия, земли и скота. Земля связывалась с образом Параскевы, также как и образ Богородицы. Существовало поверье, что в пятницу, на «матушку Прасковью», грехом было «тревожить землю, ибо во время крестной смерти Спасителя было землетрясение». К святой Параскеве обращались при начале жатвы, когда одна из старух с «легкой рукой» выходила ночью в поле, сжинала первый сноп, связывала, три раза клала на землю, приговаривая: «Пятница – Параскева – матушка. Пошли рабам Божиим без скорби и болезни окончить жатву; будь им заступница от колдуна и полудницы, еретика и еретиц». В день памяти святой Параскевы в церковь приносили для освящения разнообразные плоды и зерно, которые потом хранились крестьянами в домах как священные предметы до следующего года. Кроме того, Параскева Пятница молилась о защите от коровьей смерти, о сохранении скота от падежа.
Она считается целительницей людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов: «от дьявольского или нечистого наваждения», «от корчей и трясучек», от лихорадки, зубной или головной боли. В честь святой Параскевы составляли специальные молитвы, писали их на листках бумаги и носили на шее, предохраняя себя таким образом от разных болезней: «Спасительница наша во дни и минуты горестные, во мгновения раздорожия духа нашего – она приходит к нам незримо и указует ступить тихохонько, но туда, где она уже развела беду руками своими. И чисто это место. Подняло оно нас с колен, пустило вновь в жизнь».
Часто подобные «молитвы» привязывались к голове для исцеления от головной боли; чтобы освободиться от нечистого духа, ставились свечи перед иконой святой Параскевы Пят ницы. По поверью, целебным свойством обладали травы, цветы и другие привески к образу Параскевы, поэтому их сохраняли весь год и использовали в случае болезни: травы варили, а их отвар давали пить больным. В день святой Параскевы исполнялся обычай «пронимания» (протаскивания) больных через распиленные и расщепленные деревья – с развилкой ветвей или «воротцами», образованными вросшим обратно в ствол суком, с целью исцеления. При этом к таким деревьям приносился образ Параскевы Пятницы и совершались «молебные пения».
Святая Параскева считалась покровительницей воды. Об этом говорят народные поверья об иконах Параскевы Пятницы, «явленных» на воде, ручье, роднике или колодце, вследствие чего вода приобретала особую животворящую силу, становилась святой и целебной. При таких источниках и колодцах, называемых в народе «пятницкими» или «Пятницами», вешались иконы святой Параскевы, ставились часовни и кресты. К таким святым местам в Девятую, Ильинскую пятницу и день Параскевы совершались крестные ходы, около них служились молебны, читались молитвы, приходили люди за исцелением от разных болезней.
Существует множество народных легенд о чудесах исцеления больных.
Водой омывали больные места, обливались, брали с собой в бутылках, чтобы использовать в течение всего года, так как вода из пятницких источников не цвела и не портилась. Заболевший человек «завечался на пятницу» – обещал сходить к источнику святой Параскевы и бросал в него какой-нибудь «завет» – жертвенное приношение Параскеве. Самыми распространенными «заветами» были деньги, предметы одежды с заболевшей части тела, полотенца. Считалось, что принесенный «завет» дойдет до Параскевы и она поможет выздоровлению.
Покровительствовала Параскева и торговле. Принято было праздновать девять торговых пятниц, следующих одна за другой в течение девяти недель после Пасхи. По пятницам обычно происходили в городах и деревнях торги и ярмарки.
В народном сознании Параскева Пятница виделась и как добрая заступница, и как грозное карающее божество, поэтому старались не прогневать ее и относились с должным почтением.
По народному поверью, святая Пятница ходит по земле в виде молодой женщины и смотрит за жизнью людей, как соблюдаются обычаи и запреты. Одних она наказывает, а других милует. Само название Пятницы указывало на тот день недели, в который следует почитать святую Параскеву. Поэтому в течение года праздновали не только день святой Параскевы, но и чтили также «временные» или «именные» пятницы, которые отмечались перед главными годовыми праздниками:
1-я пятница – в первую неделю Великого поста;
2-я – перед Благовещеньем;
3-я – на Страстной неделе;
4-я – перед Вознесением;
5-я – перед Троицей;
6-я – перед Рождеством Иоанна Предтечи (Иван Купала);
7-я – перед Ильиным днем;
8-я – перед Успением Богородицы;
9-я – перед днем Кузьмы и Демьяна;
10-я – перед днем Архангела Михаила;
11-я – перед Рождеством Христовым;
12-я – перед Богоявлением.
В эти пятницы человек должен был поститься и молиться: «Кто эти пятницы почтет постом – молитвами, земными низкими поклонами, тот человече во Христа имя записан буде. Кто эти пятницы не станет постить и постом, и молитвами, ежели в те пятницы муж жене приближен будет, зародится от них детище недоброе, либо вор, либо плут, либо пьяница, клеветник, еретник или душам пагубник».
Чтобы не разгневать святую Параскеву Пятницу, необходимо было в день ее памяти и в другие пятницы соблюдать определенные обычаи и не нарушать запретов. В этот день
бабам нельзя было заниматься ручной работой: «белье в воде не мыть, вальками у воды не стучать, веретеном свет белый не сучить, веретено и на лавке не оставлять, а то наживешь, мол, сорок грехов. А милостивая Параскева осердится да и превратит девку, что голову чесала или мыла в святом роднике, в лягушку. Почто, мол, ослушалась заветов стародавних! По что загрязнила, беспокоем тронула тихие заводи!»
Не разрешалось купаться и купать детей, чтобы «ребенок не сохнул». Если ребенка все-таки искупали в пятницу, то для того, чтобы он не заболел и на него не напал «сушец», выполняли следующий обряд: мать отдавала своего ребенка посторонней женщине, та подходила с ним к окну и продавала его за грош матери. Мать, взяв своего ребенка через окно, платила деньги. Этот грош получившая его женщина должна истратить в пользу святой Параскевы Пятницы. В этом обряде продажа и выкуп ребенка делает его «чужим», «новым», «вновь купленным», что снимает с него кару за купание в недозволенный день.
По народному поверью, в случае непочитания дня Параскевы Пятницы она сурово карает ослушавшихся – сдирает кожу с женщин, которые ткали полотно в пятницу и вешает ее на станок; на обеих руках скручивает пряхам пальцы, покрывает заусенцами, не приходит на помощь роженице, если та не соблюдала заповедей Параскевы; отнимает зрение (но может вернуть здоровье, избавить от смерти, если человек принесет ей извинения и помолится у иконы святой Параскевы, в противном случае его ожидает несчастье). Известна легенда о том, как в наказание Параскева Пятница превратила непочтительную женщину в лягушку, и с тех пор лягушки и появились на земле.


Дневник наблюдений погоды в Тюмени                                Ноябрь 2016 г.


Дневник наблюдений погоды в Тюмени                                Ноябрь 2017 г.

Leave a Reply

Your email address will not be published.