HomeКалендарь на все дниКалендарь на все дни. 14 сентября Календарь на все дни, Сентябрь 847 14 Сентября Исторические даты: смотреть тут Именинники: Марфа, Семен Семен-летопроводец. Церковное новолетие Православный календарь: День преподобного Симеона Столпника. Начало индикта – церковного новолетия. Народные приметы: В Семенов день следили за погодой, так как по этому дню определялось состояние природы на всю последующую осень: если на Семен-день теплая погода, то вся зима будет теплая. Если на Семендень сухо, то и вся осень будет сухая. Если на Семеновы осенины много тенетника, то осень будет долгая и ясная. Если на Семен-день ветер из-под солнца, то зимой ветры будут с севера. Определяли погоду и по поведению животных и птиц в этот день: если дикие утки садятся, а скворцы не отлетают, то осень будет протяжная и сухая. Если гуси улетают на Семен-день, то жди ранней зимы. Если бабье лето ненастно, то осень будет сухая. Много паутины на Семенов день – к ясной осени и холодной зиме. Народные поверья и обычаи: С XIV века по 1700 год, до известного Указа Петра I, перенесшего празднование Но во го года на 1 января, день святого Симеона был первым днем нового года и «судным днем». В Москву съезжались «ставиться на суд» в присутствии государя и бояр. Судебное выражение: «копиться жалобным людям» на судебный день в Москву – известно со времен великого князя Иоанна Васильевича. Такими же «судными днями» для монастырских людей и крестьян, как видно из грамот царей Михаила Федоровича и Алек сея Михайловича, были Рождество Христово и Троицын день. Как конец одного года и начало другого, день Симеона Столпника, по установившемуся обычаю, считался «срочным днем» и являлся сроком уплаты оброков, податей и пошлин. К этому моменту оканчивались все хозяйственные договоры и сделки, заключаемые крестьянами между собой и с торговыми людьми. Так, в писцовых книгах об отдаче в наем земли, рыбных ловель и других угодий, говорилось: «Платить оброк ежегодно на срок Семена Летопроводца». Особое место занимал Семенов день у крестьян. Обряд «Осенины». Первая встреча осени. С этим днем связывался конец лета и начало осени: «Семен лето провожает». Совершался обряд «Осенины», первая встреча осени. Начиналось настоящее, или «старое» бабье лето: «Семен бабье лето наводит». «Старое» бабье лето продолжалось до 21 сентября – дня Рождества Богородицы. Эта неделя называлась на Руси «Семенскою». Об этом времени говорили: «Как ни хвались, баба, бабьим летом, а все глядит осенина – матушка: на дворе сентябрь – в сентябре одна ягода, да и та горькая рябина!» С первого дня бабьего лета начинались осенние хороводы и игры. При этом богатые люди выставляли у ворот сосуды с брагой и пивом и объявляли, что «пироги напечены и мед наварен». Во время гулянья хороводники подходили к воротам, где их угощали хозяева. Молодые женщины выходили за ворота и предлагали брагу сначала старым, а потом молодым. Затем играли в игру, называемую «пиво варить», которая начиналась песней: «Ай, на горе мы пиво варили, Ладо мое, Ладо, пиво варили! Мы с этого пива все вкруг соберемся; Ладо мое, Ладо, все вкруг соберемся!» Ко дню Симеона Столпника заканчивали уборку яровых культур: «Семен-день – семена долой» , т. е. семена сами выпадают из колосьев; завершали посев ржи: «В Семенов день севалка с плеч», «В Семен-день до обеда паши, а после обеда пахаря вальком погоняй». С Семенова дня нельзя засевать семена. По народному поверью, в Семенов день нельзя выходить на берег реки, пока не спадет утренняя роса, так как на утренней заре выходит из воды на берег рыба-угорь и ходит по лугам на три версты по росе. Верили, что таким образом она смывает с себя все болезни, передавая их человеку. Угорь вообще считался на Руси запрещенной рыбой, которую есть разрешалось только в крайнем случае, когда «семь городов наперед обойдешь – никакой яствы не найдешь», да и в этих случаях нельзя было касаться головы и хвоста. В народе угорь виделся в образе хитрого и злобного водяного змея, за грехи лишенного возможности жалить людей и животных. Знахари и колдуны использовали угря во время гаданий: они клали его на горячие угли и по направлению прыжков определяли, где находится украденная вещь. При этом они заклинали угря именем святой Марфы, матери Симеона Столпника, память которой отмечалась церковью в один день с сыном. Кроме того, считалось, что в Семенов день черт меряет воробьев меркою: сколько взять себе, а сколько выпустить. Для этого все воробьи собирались к нему и их нельзя было увидеть. С Семенова дня начиналось опахивание полей для предохранения их от нечистой силы. Семенов день считался праздником псарных охотников, совершался их первый выезд в отъезжее поле, притравливались зайцы. Существовало поверье, что «от Семенинского выезда лошади смелеют, собаки добреют и не болеют, первая затравка наводит зимою большие добычи» . Обряд «Засидки». С Семенова дня начинались «засидки» – работа в избах при огне. При этом было принято накануне Семенова дня погасить весь огонь, кроме лампадного, а на утренней заре зажечь новый огонь. Раньше существовал обычай добывать новый огонь из сухого дерева. Делалось это так: пожилые люди терли сухое дерево о дерево, а молодые парень или девушка зажигали спицею новый огонь, которым топили печи в избах и банях, а на засидках зажигали лучину и свечи. Бабье лето считалось и бабьим праздником, и временем, когда начинались осенние женские работы: мяли и трепали пеньку, мочили коноплю, мыли в воде и расстилали по лугам лен. В Семенов день начинали прясть и затыкать кросна, подготавливали основу на ткацких станах, чтобы ткать холст. В этот же день перебирались обычно в новые дома и справляли новоселье: «Переходы в Семен-день на новоселье – счастье и веселье». Обряд «Похороны мух». В Семенов день девки бегали «мух хоронить»: «В Семендень зарывают в землю блох, тараканов и прочих домашних насекомых, чтоб не водились в доме», «Убьешь муху до Семенадня – народится семь мух; убьешь после Семена-дня – умрет семь мух» . Девушки надевали свои лучшие наряды, делали небольшие гробики из сухих листьев, репы, брюквы, моркови, свеклы или капустной кочерыжки (тараканов иногда хоронили в щепных гробиках). Затем укладывали туда пойманных насекомых, закрывали их и с «шутливой торжественностью», иногда с плачем и причитаниями, выносили из избы и зарывали в землю. Во время выноса гробиков кто-нибудь выгонял мух из дома полотенцем, либо штанами (что в некоторых случаях считалось более действенным методом) и приговаривал: «Муха по мухе, летите мух хоронить», «Мухи вы мухи, комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь». Обряд сопровождался песнями: «Таракан дрова рубил, Комар водушку носил, В грязи ножки увязил. Вошка парилася Да ударилася Ненароком — Правым боком: Ребро вывихнула. Клопы подымали, Живот надорвали». Смысл обряда заключался не только в уничтожении и изгнании насекомых из крестьянских изб, но и в том, что во время «мушиных похорон» девушки устраивали себе смотрины, стараясь показать свои достоинства перед собравшимися посмотреть на обряд зрителями, особенно парнями, которые высматривали невест. Ведь приближалась пора свадеб; недаром считалось, что «с Семена-дня до Гурия (28 ноября) – свадебные недели». Обряды «Постриг» и «Сажание на коня». Ко дню Симеона приурочивались обряды «Постриг» и «Сажание на коня»: «На Семена дитя постригай и на коня сажай и на ловлю в поле выезжай». Его совершали над мальчиками, чаще всего первенцами, «при переходе от младенчества», обычно по исполнении им трех лет. Обряд совершался не только над крестьянскими, но и над великокняжескими детьми. В последнем случае ритуал происходил в церкви и совершался епископом. Бояре и простые люди исполняли обряд дома, в присутствии родных. Производил постриг крестный отец. Волосы, выстриженные у младенца, передавались матери, которая зашивала их в ладанку; их принято было хранить до самой смерти. Кум и кума выводили крестника во двор, где их ждал отец с объезженным конем. Отец сажал сына на коня и придерживал рукой, а кум водил коня под уздцы. У крыльца отец снимал ребенка с крыльца и передавал куму, который вручал крестника куме – «из полы в полу» с поклонами. Кума отводила его к матери. Отец с матерью одаривали кума с кумою, а те, в свою очередь, вручали подарки крестнику. За обедом кум с кумою разламывали на голове крестника пирог с пожеланиями богатства и счастья. Дневник наблюдений погоды в Тюмени Сентябрь 2016 г. Дневник наблюдений погоды в Тюмени Сентябрь 2017 г. Читайте также:Календарь на все дни. 30 августаКалендарь на все дни. 12 ноябряКалендарь на все дни. 20 августаКалендарь на все дни. 24 Июля Leave a Reply Cancel ReplyYour email address will not be published.CommentName* Email* Website Сохранить моё имя, email и адрес сайта в этом браузере для последующих моих комментариев. Δ