Календарь на все дни. 14 января

14 Января

Обрезание Господне


 Именинники: 

Василий, Григорий, Петр


Васильев день. Свиной праздник

Православный календарь:

Обрезание Господне; день святителя Василия Великого.


Народные приметы: 

Если в Васильев день сильный мороз и малый снег – к хорошему, теплому лету.

Если Васильева ночь звездиста, то лето будет ягодисто.

Вьюга в Васильев вечер – к большому урожаю орехов.

Если ветер дует с востока, то жди жаркое и сухое лето,

если с юга – умеренное,

западный ветер обещал мокрое лето,

северный – холодное, с градом.

Если к этому дню около кладей, стогов и заборов выдуло снег, то это к урожаю,

а если привалило снег к стенкам и стогам, то к неурожаю.

Если на деревьях иней, то год будет урожайный.


Народные поверья и обычаи:

В этот день празднуется новолетие по старому стилю. Этот день отмечался на Руси особенно торжественно. Встречать новое лето было принято в гостях у старшего в роде. Родственники приходили в гости и не расходились до утра.
Празднование новолетия в Москве. В Москве праздник новолетия начинался в полночь ударом вестовой пушки в Кремле, звоном колоколов на колокольне Ивана Великого. Встретив новолетие в семейном кругу, москвичи шли в церковь к заутрене.
После завершения утренней службы в Успенском соборе патриарх совершал «патриаршее молитвословие» перед вратами, на церковном дворе. В окружении духовенства царь подходил к Евангелию и принимал благословение от патриарха. После этого совершалось торжественное шествие на Ивановскую площадь, находившуюся между Архангельским и Благовещенским соборами. Царь вступал на царское и место, устроенное у Благовещенского собора, напротив Красного крыльца. Рядом с царским местом находилось патриаршее место. По обе стороны от царя размещалось высшее духовенство. Царская свита становилась, согласно чину, с правой стороны от царя и за его местом. Иностранные послы, приезжие иностранцы и посланцы из отдаленных русских земель стояли на паперти Архангельского собора. Вокруг почетных гостей располагались стрельцы, одетые в цветные костюмы, со знаменами и ружьями. Вся Ивановская площадь заполнялась служилыми людьми в праздничных кафтанах. На это торжество можно было попасть лишь по предварительной записи.
Патриарх, осенив царя крестом, спрашивал о царском здравии. После этого читались молитвы и освящалась вода. После завершения молебна патриарх говорил речь, заканчивающуюся словами: «Здравствуй, царь-государь, нынешний год и впредь идущия многия лета в род и во веки!» Затем царя и патриарха поздравляли с низким поклоном духовные власти, бояре, сановные люди, стрелецкие полки и весь народ. В день празднования новолетия из царской казны раздавалась милостыня бедным и нищим, чтобы они молили о многолетнем здравии государя царя. Царь приветствовал народ «милостивым словом». Толпа отвечала: «Здравствуй, здоров будь на многие лета, надежа государь». Государь отвечал на здравницу земным поклоном, принимал патриаршее благословение и следовал в Благовещенский собор к поздней обедне, а оттуда в царские палаты. Патриарх возвращался в Успенский собор. На этом празднование новолетия заканчивалось. В последний раз торжество новолетия проходило в Москве в 1699 году.
По народному поверью, Василий – покровитель свиней, хранитель садов от червей. В этой же связи Васильев день крестьяне называли еще свиным праздником. Для празднования свиного праздника готовили ритуальное блюдо – «кесаретского поросенка». Это блюдо названо по имени святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, или Кесарийского. В народе святитель Василий Великий назывался Кесаретским. Полугодовалого или нескольких месяцев поросенка зажаривали обязательно целиком, какой бы величины он ни был. Он символизировал достаток и полноту жизни крестьянского дома. Обряд съедания кесаретского поросенка, как и кутьи, и других ритуальных блюд, представлял собой магическое действо, направленное на вызывание плодовитости скота, урожая, изобилия и благополучия в хозяйстве.
До трапезы перед иконой зажигали свечу и молились Василию Великому. На стол насыпали семена различного зерна так, что оно представляло собой изображение креста в круге. Эти семена покрывали скатертью и только потом садились ужинать. Сначала ели горячее (борщ), а потом поросенка. Старший в семье троекратно поднимал блюдо с поросенком вверх, каждый раз приговаривая: «Чтобы свиночки поросились, овечки ягнились, коровушки телились».
Разделение поросенка на части называлось «кесаретского ломать». Причем жареного поросенка не резали ножом, а ломали руками. Сначала хозяин оставлял себе голову, а затем раздавал куски мяса всем членам семьи по старшинству. В это время один из маленьких детей сидел под столом и хрюкал. Этого ребенка кормили жарким позже. В некоторых местных традициях глава семьи подавал хрюкающему ребенку кусок мяса под стол. После трапезы кости от съеденного поросенка было принято уносить и оставлять в свиной закутке, или «свинухе».
В этот день односельчане могли заходить в любую избу, где было приготовлено это блюдо, и есть его. При этом каждый гость должен был дать хозяину за поросенка денег, сколько мог; деньги на следующий день относили в приходскую церковь. Не пожертвовать церковнослужителям денег или свинины считалось большим грехом, так как эта жертва являлась благодарностью Богу за благополучие скота в прошедшем году, а также имела целью предохранить скот от падежа в наступающем году.
Как и другая ритуальная пища (кутья, блины, кисель), приготовляемая к Святкам и другим праздникам, кесаретский поросенок нередко использовался в гаданиях. При закалывании свиньи к празднику молодежь запасалась отрезанным от свиной туши хвостиком. Для гадания хвостик приносили в избу и резали поперек кружочками по числу гадающих. Каждый участник гадания втыкал полученный кусочек в щель между половицами, после чего в избу впускали собаку и смотрели, чей кружочек она схватит первым. Если кружочек принадлежал парню, считали, что он непременно женится в новом году, если девушке – она выйдет замуж.
Ритуальные блюда Обрядовое блюдо «кесаретский поросенок».
Жирного поросенка зарезать, опустить в холодную воду, потом быстро – в кипяток, минуты на две, потом ощипать всю шерсть, отскоблить ножом осторожно, чтобы со щетиной не сползла кожа, натереть мукой, опалить. Сделать продольный разрез от шеи, выпотрошить, вымыть как снаружи, так и изнутри, разрезать на части.
Если поросенок будет фаршироваться, то надо удалить все кости за исключением костей головы и ножек, но осторожно, чтобы не прорезать мяса и кожи, иначе фарш при варке может вывалиться.
Фаршировать надо вдоль поросенка равномерно, чтобы одинаково всюду проварить. Нафаршировав, зашить, обернуть в салфетку, перевязать нитками, придав поросенку правильную форму. Для варки его опускают в холодную воду вместе с вынутыми костями.
Чтобы не отбивать нежного вкуса, нельзя класть ни кореньев, ни пряностей, ни уксуса. Нельзя натирать солью, так как от нее тушка краснеет.
Поросенка при варке не кипятят. Накрыв кастрюлю крышкой, надо поставить ее сначала на сильный огонь, но как только вода начнет закипать, тотчас отставить кастрюльку на край плиты и варить, не давая кипеть, в продолжение 2 часов.
Вынуть поросенка, снять нитки и салфетку, вынуть нитки, которыми был зашит разрез, разрезать на порции, сложить на блюдо, придав натуральную форму поросенка, облить соусом, приготовленным на бульоне, в котором варился поросенок.
Если поросенок не фаршированный и, будучи разрезан на порции, должен быть подан в каком-нибудь соусе, то, сварив его, отставить кастрюлю на край плиты, тогда посолить и не вынимать поросенка, пока не остынет. Перед подачей опустить его в приготовленный соус, подогреть до самого горячего состояния или даже раз вскипятить и сразу подавать.
Чтобы узнать, готов ли поросенок, надо пробовать иглой: если она проходит свободно, значит, готов.
Рецепт блюда «кесаретский поросенок». Молодой поросенок, 1 / 2 стакана муки, 1 / 2 стакана сметаны, 1 / 2 пачки сливочного масла, 1 / 4 стакана воды, 5 штук яиц, соль.
Ошпаренного поросенка вытереть насухо полотенцем, слегка натереть мукой в тех местах, где осталась щетина и опалить на огне, затем тщательно промыть в холодной воде. По со лить с внутренней стороны, положить на противень спинкой вверх на расположенные крест-накрест березовые палочки, чтобы кожа не касалась противня. Смазать сметаной, полить растопленным маслом, на противень подлить воды и жарить в духовом шкафу 1,5 часа. Чтобы образовалась румяная корочка, надо время от времени поливать поросенка из ложки жиром.
На стол подать на блюде с гречневой кашей или тушеной капустой и посыпать сверху рублеными яйцами, полить жиром, образовавшемся при тушении.
Кроме кесаретского поросенка ритуальными блюдами новогодней трапезы были свиная голова, вареные свиные ноги. Отголоском обязательного присутствия этих блюд на столе в Васильев вечер можно считать широко распространенное до сих пор у русских приготовление к новогоднему столу студня из свиных ног.
Обрядовое блюдо «свиная голова». Свиная голова, 60–80 л уксуса, соль, перец, лавровый лист, 5–7 луковиц, 2–3 головки чеснока, хрен.
Целую свиную голову вымочить в течение несколько часов в холодной воде. Потом облить кипятком, очистить, вынуть язык, завязать голову в салфетку и опустить в кастрюлю с холодной водой, в которую добавлен уксус, соль по вкусу, пряности, лук и чеснок. Когда голова уварится до мягкости, подать с хреном или с каким-нибудь сладким соусом. Можно украсить уши и морду красиво выстриженной белой бумагой и зеленью. А можно подать голову холодной, с зеленой петрушкой и ломтиками лимона.
Обряды. В этот день совершали четыре обряда – колядование, засевание зерен, варение каши и гадания.
Обряд «Колядование». Поселяне ходили в этот вечер под окна собирать пироги и свиные ноги, приговаривая: «Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка». Впереди шел мехоноша, он нес мех или кошель для сбора, предводительствовал и распределял добытое. Подходя к окнам, толпа причитала: «Кишку да ножки в верхнее окошко».
Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с удовольствием выслушивала колядки. Если хозяйка выносила угощение, благодарили:
«У доброго мужика
Родись рожь хороша:
Колоском густа,
Соломкой пуста!»
Если же угощения не подавали, могли пропеть и такое:
«На двор чертей, на огород червей!
Коляда, Моляда,
Уродилась Коляда!
Кто подаст пирога —
Тому двор живота,
Еще мелкой скотинки
Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки —
Завалим лазейки.
Кто не даст лепешки —
Завалим окошки,
Кто не даст пирога —
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба —
Уведем деда.
Кто не даст ветчины —
Тем расколем чугуны!»
На Васильев день обходчики пели овсень. Овсень (авсень, баусень, таусень, усень) – один из трех типов величально-поздравительных песен (два других – колядка, виноградье) магического характера, которые исполнялись во время святочного обходного обряда колядования. Свое название этот тип песен получил по восклицанию «Овсень!», повторяющемуся после каждой строки. Считается, что слово «овсень» связано со словами «сев», «сеять». Овсени исполнялись вместе с колядками – песнями, имеющими припев «Коляда!» В овсеневых песнях желали благополучия и изобилия дому и семье.
Обряд «Засевание зерен». На первый день Нового года (по старому стилю) рано утром дети ходили по домам, посыпали зернами и говорили:
«Сею, вею, повеваю,
С Новым годом поздравляю!
На счастье! На здоровье!
На новое лето роди,
Боже, жито-пшеницу!»
Обсыпали зерном со словами: «Уроди, Боже, всякого жита по закрому на весь крещеный мир». Утром 14 января встряхивали плодовые деревья и говорили: «Как отряхиваю я, раб Божий (имярек), бел пушистый иней, так отряхивает червя-гада всякого по весне святой Василий. Слово мое крепкое. Аминь». Посыпальщика одаривали, а разбросанные им зерна тщательно собирали, хранили до весны и при посеве яровых смешивали с прочими семенами. Когда посыпальные зерна были собраны, – по роду и количеству их заключали о том, какие именно хлеба дадут на будущее лето больший или меньший урожай. Иногда кормили этими зернами кур, и по их клеву гадали о будущем плодородии своих полей.
Что интересно, засеванием и сейчас частенько занимаются даже горожане, особенно молодежь.
Обряд «Варение каши». Для этого обряда начинали варить кашу еще до рассвета. Старшая из женщин ровно в два часа приносила из амбара крупы. Старший из мужчин приносил воду из реки или колодца. Крупа и вода стояли на столе до тех пор, пока не истопится печь, и к ним никто не прикасался, так как прикасание считалось дурным признаком.
Когда приходило время затирать кашу, вся семья садилась за стол, а старшая женщина, размешивая кашу, причитала:
«Сеяли, растили гречу все лето; уродилась каша греча и крупна и румяна; звали-позывали нашу гречу во Царьград побывать, на княжеский пир пировать; поехала греча во Царь град побывать со князьями, со боярами, с честным овсом, с золотым ячменем; ждали гречу, дожидали у каменных врат; встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пир пировать; приехала наша греча к нам гостевать».
После этого все вставали из-за стола, а хозяйка с поклоном ставила кашу в печь. Когда каша поспевала, хозяйка, вынимая ее из печи, приговаривала: «Милости просим к нам во двор со своим добром».
Гадания В этот день гадали на каше. Осматривали горшок – полон ли? Если каша вылезла из него – это предвещало беду всему дому. От треснувшего горшка хорошего ждать тоже не приходилось. После снятия пенки смотрели и на кашу – если она красная, полная, то будет и счастье, и урожай, и талантливая дочь. Если же каша мелкая да белая – быть беде.
Гадания в староновогоднюю ночь особенные. Наши предки гадали в Васильев вечер буквально обо всем: старики – о жизни и смерти, девушки и парни – о женихах и невестах, матери – о здоровье и судьбах детей, а рачительные хозяева – об успехе в делах.
Подблюдные гадания. В блюдо или чашу девушки складывали свои мелкие вещицы – колечки, гребень, сережку, ленту. Под особую песню-предсказание: «Кому вынется – тому и сбудется, кому сбудется – тому не минуется» , не глядя, вынимали эти вещицы. Без такого гадания на Руси не обходился ни один Васильев вечер.
Гадание на ложках. О жизни чаще всего гадали по ложкам, оставленным на столе после того, как все легли спать. Каждый запоминал свою ложку и утром смотрел, как она лежит: если выемкой вниз – все в порядке, если же она перевернулась – следует подумать о здоровье, уберечь себя от неприятностей.
Гадание на башмаке. Девушки выбрасывали из окна башмак и выходили следом смотреть, как он лежит. Если носком к дому, это означает, что в новом году замуж девушка не выйдет.
Считалось, что кто в Васильев день веселый и счастливый, тот весь год будет таким.


Дневник наблюдений погоды в Тюмени                                Январь 2017 г.


Дневник наблюдений погоды в Тюмени                                Январь 2018 г.

Leave a Reply

Your email address will not be published.