Календарь на все дни. 18 января

18 Января


Исторические даты:       смотреть тут 


 Именинники: 

Аполлинария, Григорий, Полона, Роман, Татьяна


Крещенский сочельник – Голодный вечер, Голодная кутья

Православный календарь:

Крещенский сочельник. Водосвятие.


Народные приметы: 

Если сегодня метель, то мести ей и через три месяца.

Если на Голодную кутью метель, пчелы будут хорошо роиться.

Если утром идет снег, то гречка уродится хорошей.

Если в крещенскую ночь небо чистое, то будет много гороха.

Если в крещенскую ночь звезды очень блестят, то хлеб будет хороший.

Яркие крещенские звезды породят белых ярок.

Полный месяц на Крещенский сочельник – к большому разливу.

Собаки много лают – будет много дичи.

Красноватый круг около луны, скоро пропадающий – к ветру.

Два таких круга или один тусклый – к морозу,

красный круг – к ветру, прерванный – к снегу.


Народные поверья и обычаи:

На Крещение – последняя ночь святочных гаданий. Иногда девушки выходили за ворота гадать на первого встречного: встретится старик – не к добру, а встретится молодой парень – в этот год выйдешь замуж.
Гадали и на урожай. По народному поверью, в крещенскую ночь иней падает на те хлеба, которым назначено родиться в следующее лето, а те, которым не родиться, остаются сухими. Поэтому выставляли на ночь разный хлеб в чашках и утром осматривали: на какой из них пал иней, тому родиться.
«Крещенский вечерок» (второй Сочельник) считался порой разгула нечистой силы. Черти особенно опасны в «нечистых» местах и в определенное время суток (от полночи до первых петухов, реже – в полдень) или года (на Святки и в канун Купалы). В эти периоды возможно общение с нечистой силой и иным миром. Они норовят проникнуть в дом оборотнем в любом обличье: кошки, собаки, свиньи, змеи. Но чаще всего оборотни проникают в дом в обличье странника, младенца, кузнеца, мельника, могут принимать облик знакомого – соседа, мужа.
Оборотни. Представления об оборотнях уходят корнями в глубокую древность и связаны с верой в то, что колдун, шаман обладают способностью принимать облик любого человека, животного, растения, даже камня. Вера в оборотней развилась под влиянием идеи о происхождении людей от определенных животных (тотемизм), об одушевленности всей природы (анимизм), о культе плодородия, связанном с почитанием «Матери-Земли».
У славян год делился на две половины – зиму и лето. Весна и осень – периоды межсезонья – считались «временами между временами», когда природа одушевлена и находится на грани жизни и смерти. В периоды «межвременья», к которым относятся также полдень и полночь, души и духи проявляют особую активность. Люди в эти периоды, по поверью древних, могут, изменив свой облик, побывать в ином мире и вступить в контакт с ним на благо или в ущерб себе. Стоило только накинуть шкуру животного или украсить себя другими атрибутами природы, и человек, оставаясь человеком, одновременно превращался в иное существо или предмет, одновременно являясь «ни тем и ни другим».
Постепенно в сознании людей развилось представление о том, что одни люди более способны к таким превращениям, другие – менее. Более способные могут быстро и непосредственно вступать в контакт с силами природы, то принося пользу людям, то нанося им вред. Возникла вера в оборотней.
Славяне считали, что волки, которые в жестокие зимы нападают на людей, не что иное, как «волколаки» – люди, превращенные в волков посредством колдовства. Волколак, волкодлак, вурколак – в славянской мифологии оборотень, т. е. человек, обладающий способностью превращаться в волка, для чего ему нужно было кувыркнуться через пень либо вбитый в землю осиновый кол или нож. Люди верили, будто человека можно было заколдовать и превратить не только в волка, но и медведя, которые затем способны обернуться собакой, кошкой или пнем. Приметой волколака являлась шерсть на теле, а от настоящих волков он отличался тем, что задние ноги в коленях у него сгибались вперед, как у человека. По старинным преданиям, волколаки в час затмения съедали луну или солнце. Люди верили, что волколаки превращались в упырей.
Чтобы оградить жилище от проникновения в дом оборотня, ставили мелом на всех дверях и оконных рамах знаки креста, который считается надежной защитой от всего бесовского. «Не поставишь в Крещенский сочельник креста на дверях – быть беде», – говорили в старину. Мел для окрещивания построек святили в церкви вместе с водой. Там, где хаты были беленые, кресты ставили углем. По народному поверью, если не защитить в этот вечер скотину, окропив ее и загородь святой водой, то нечистый будет сильно мучить животных, и утром в Крещение они будут в мыле и в поту.
Крещенский сочельник – день покаяния и строгого поста, подготавливающий верующих к празднику Крещения Господня. Этот праздник отличается торжественностью и пышностью, главное место в нем занимает великое освящение воды. Совершается два освящения воды: одно накануне Крещения – внутри храма, другое – в самый день Крещения – на ближайшей реке или озере.
Считается, что крещенская вода дает освящение, здоровье, очищение и благословение. В полночь на Крещение ходили за водой на реку. Есть поверье, что в эту пору вода в реках колышется. Вечером наливали в чашу воду, в полночь она должна сама колыхнуться – это добрый знак, человек увидел Господне явление.
Снегом, собранным в крещенский вечер, исцеляли болезни. Крещенский снег хорош для умывания, поэтому воду из него старались долго хранить. Считалось также, что только с его помощью можно выбелить весь холст так как следует. Собрали снег и для бани: «Баня все исправит, снеговая баня красоты прибавит». Считается, что если собранный в этот вечер снег бросить в колодец, вода в нем весь год не пересохнет и не испортится.
В канун праздника соблюдали строгий пост. Праздничный ужин в Крещенский сочельник назывался «голодной кутьей». Обязательными блюдами этой трапезы были кутья, блины, овсяный кисель. Блины на Крещение ставили в хлев для домового с целью обеспечить благополучие для скота. Вечером ели сочиво. Впервые слово «сочиво» упомянуто в «Житии преподобного Феодосия». Звучит фраза так: «На пъл нив три возы брашьна, хлъбъ, и сыръ, рыбъ, сочиво же и пъшено». Брашно – зерно ржи.
До начала XX века сочиво (как и коливо) на Руси готовили, в основном, из зерна ржи, а потом – из пшеничного зерна, риса. Традиция приготовления сочива из пшеничного зерна (реже из зерна ржи) сохранилась лишь в сельской местности, где была возможность это зерно приобретать. Именно по этой причине многим городским жителям более знакомы сочиво и коливо (кутья), приготовленные из риса.
Чтобы сочиво получилось действительно сочным, существует несколько способов. Можно сделать так: сначала зерно пшеницы замочить, потом в чугунке залить водой в довольно большой пропорции. В результате – после 2,5–3 часов томления в духовке получаются мягкие и вкусные зерна. Очень важно еще и горячей сытой (раствором меда) быстро залить. Тогда сочиво получается в самом деле сочным.
Обрядовое блюдо «Сочиво».
1 стакан зерен пшеницы, 100 г мака, 100 г ядер грецких орехов, 1–3 столовые ложки меда, сахар по вкусу. Зерна пшеницы растолочь в деревянной ступе деревянным пестиком, периодически подливая немного теплой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла. Затем ядро отделить от шелухи, просеивая и промывая. На воде из чистых зерен сварить обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охладить, подсластить по вкусу.
Отдельно растереть мак до получения макового молочка, добавить мед, все перемешать и добавить к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить охлажденной кипяченой водой. В конце добавить толченые ядра грецких орехов.
Если сочиво готовить из риса, то рис следует приготовить особо. Стакан риса залить полутора стаканами кипятка, плотно накрыть кастрюлю крышкой, варить рис 3 минуты на сильном огне, 6 – на среднем. Еще 12 минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для сочива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это необязательно. Для подслащивания лучше использовать только мед.


Дневник наблюдений погоды в Тюмени                                Январь 2017 г.


Дневник наблюдений погоды в Тюмени                                Январь 2018 г.

Leave a Reply

Your email address will not be published.