Календарь на все дни. 19 января

19 Января

Крещение Господне. Богоявление 


Исторические даты:       смотреть тут


 Именинники: 

Генрих


Крещение. Богоявление. Водокрещи

Православный календарь:

Богоявление. Крещение Господне.


Народные приметы: 

Если на Крещение метель, то мести ей и через три месяца.

Ясная, холодная погода – к засушливому лету,

пасмурная и снежная – к обильному урожаю.

Пасмурное небо, идущий снег и большой иней в этот день предвещают плодородный год,

ясный день – к неурожаю.

В Крещение на полдень синие облака – к урожаю.

На Крещение поднимаются сильные вихри – к хорошему роению пчел.

На Богоявление день теплый – хлеб будет густой.

Звездистая ночь на Богоявление – урожай на горох и ягоды.


Народные поверья и обычаи:

Крещение Господне и Богоявление (Водокрещи) – великий двунадесятый праздник. В этот день церковь вспоминает Крещение Иисуса Христа от Иоанна в Иордане. Второе название – Богоявление – праздник получил потому, что при крещении Спасителя произошло «явление всех трех лиц Божества: Отец из отверзтых небес гласом свидетельствовал о крещаемом сыне, и Святой Дух в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца». Народное название праздника – Водокрещи – возникло в связи с одним из основных крещенских обрядов – водосвятием, или водокрещением.
В народном календаре день Крещения был одним из важнейших праздников начала года. С этого праздника завершались Святки и прекращался контакт людей с «потусторонним» миром. В связи с этим большая часть крещенской обрядности имела очистительный характер.
Готовились к Крещению еще накануне: избы мыли и тщательно выметали сор, в котором, по поверьям, мог спрятаться чертенок. В народе верили, что утром перед водосвятием все «чертенята» должны утонуть. Вечером все по возможности отправлялись в церковь на службу. По окончании службы совершалось великое водосвятие, которое крестьяне считали особенно важным торжеством.
По возвращении со службы и водосвятия крестьяне совершали очистительные обряды, пили святую воду всей семьей, окропляли дом, хозяйственные постройки и скот.
По народным представлениям, в ночь на Крещение открываются небеса. Происходит это в момент, когда Иисус Христос, по поверьям, входит в реку. Знаком отверзания небес для того, кто желает увидеть это, является волнение воды в чашке или стакане. Дождавшись этого знака, следует быстрее бежать на улицу; и если счастливец увидит «разверстые небеса», он может просить у Бога все, чего пожелает, даже «царство небесное», и получит просимое.
Обряд «Хождение на иордань». Главным торжеством дня Крещения и Богоявления являлось «хождение на иордань» и водосвятие, для чего в одном из водоемов на издавна установленном месте делается прорубь – иордань. Участие в торжественном крестном ходе, молебен, получение святой воды – весь этот день полон для христианина особенного значения. После молебна купались в реке, чтобы излечиться от болезней и очиститься от грехов. Те, кто рядился на Святках, купались в проруби, чтобы смыть с себя «бесовскую личину».
Сюда же, на «иордань», пригоняли скот, который священники окропляли освященной в реке водой. После обедни хозяева раскладывали во дворе не обмолоченные снопы разных культур, разломленный на куски хлеб и ржаные лепешки «козули», оставленные для этого обряда с праздников Рождества Христова и Нового года. К разложенной пище выпускали из хлевов скотину и в то время, пока она ела, ее окропляли принесенной из «иордани» водой; при этом окроплявший животных хозяин надевал шубу мехом наружу. Кормление разными видами не обмолоченного хлеба производилось для того, чтобы скот был сыт весь год. Использование в обряде рождественского и новогоднего хлеба, козуль, вывороченной шубы было связано с идеей приплода: обрядовая пища и мех наделялись в традиционном сознании продуцирующей силой. Для осуществления всех перечисленных целей, а также для обеспечения здоровья скота использовалась освященная в «иордани» вода.
Как и в Сочельник, в день Крещения после водосвятия совершали обряды очищения домов и хозяйственных построек, используя уже освященную воду для того, чтобы выгнать отовсюду святочную нечистую силу. Молодые парни верхом на лошадях носились по дворам, били метлами и кнутами по всем темным углам и закоулкам с заклинанием, криком и визгом.
С этого дня и в течение недели запрещалось полоскать белье на реке. По народным представлениям, уходящая после Святок в воду нечистая сила может схватиться за белье и выбраться наружу.
Богоявленскую свечу хранили в течение года и зажигали во время грозы для предотвращения пожара. В Сургутском крае большую предохранительную силу от нечистых духов приписывали свече, которую приносили вместе со святой водой со службы в Крещенский сочельник. Эту свечу еще в церкви опускали в воду и так в воде и держали все время. В день первого выгона скота в поле кусочек этой свечи прикрепляли коровам между рогов, а коням – под гриву или под челку; считали, что эту скотину не тронут ни леший в лесу, ни водяной в воде.
По народным представлениям, ребенок, окрещенный в Крещение, должен стать очень счастливым человеком. А тот, кто хочет стать счастливым и богатым или приобрести шапку-невидимку, должен одеться во все новое и во время крещенского водосвятия зарыться в копну сена, накошенную абсолютно новой косой в ночь на Ивана Купалу, собранную новыми граблями и переношенную на новых носилках. Подойдя к этой копне, нечистый начнет выманивать смельчака оттуда разными обещаниями, но выходить можно только тогда, когда черт даст шапку-невидимку, иначе он может заколоть человека вилами.
Обряд «Выбор невест». В день Крещения вся молодежь одевалась в свои лучшие наряды. Девушки белились и румянились, надевали по 5–6 рубах с вышитыми подолами. Сверху надевали сарафан, а на него – три или четыре передника с обильной вышивкой. Поверх всей одежды надевалась овчинная шуба, опушенная мерлушечьим мехом. По случаю обряда «Выбора невест» в более крупные местные центры на праздничную службу и водосвятие съезжались из соседних деревень девушки и парни, намеревающиеся жениться в новом году.
Присматривание «невест» начиналось еще во время службы в церкви, на водосвятии, когда «невесты» стояли на горе или на высоком месте на реке, а парни – под горой. Непосредственно смотрины происходили после возвращения с «иордани» и обеда. Девушки становились в один длинный ряд или в несколько рядов на реке около «иордани» или около церковной ограды, а парни прохаживались между ними. Помимо парней «невест» высматривали их родители. На смотринах оценивались не только внешние качества девушки (рост, полнота, красота), но и ее умение прясть, ткать, шить, вышивать, плести кружева, что обнаруживалось при просмотре надетых на девушку нарядов. При выборе невесты уделялось внимание и ее здоровью. Помимо внешних данных, критерием здоровья девушки являлись теплые руки: матери женихов брали невест за руки, которые во все время смотрин (около 2–3 часов) оставались голыми, без рукавиц. Девушку с холодными руками считали больной и не подходящей для брака.
После Крещения начинался «мясоед» – время свадеб. «Крещенское рукобитье – к счастливой семье», – говорили в народе.
Крещение Господне, тропарь праздника, глас 1-й. «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».


Дневник наблюдений погоды в Тюмени                                Январь 2017 г.


Дневник наблюдений погоды в Тюмени                                Январь 2018 г.

Leave a Reply

Your email address will not be published.