Календарь на все дни. 31 августа

31 Августа


 Именинники: 

Емельян, Лавр, Денис, Фрол


Фрол и Лавр. Лошадиный праздник. Досевки

Православный календарь:

День мучеников Флора и Лавра, Емилиана, Иллариона, Дионисия и Ермиппа.


Народные приметы: 

В день Фрола начинаются первые утренники-заморозки.

Если до Фрола не отсеешься – родятся лишь «фролы» (сорняки).

Смотри у полыни корни.

Если побеги корня толсты – следующий год урожайным будет


Народные поверья и обычаи:

По народным поверьям, святые угодники Фрол и Лавр – защитники и покровители лошадей. Крестьяне им молились о конском здоровье и благополучии. Иконы этих святых находились не только в часовнях и церквах, но и в красных углах крестьянских домов, в конюшнях с правой стороны, над яслями, и никто не решался осквернить это место.
«Лошадиный праздник». В день Флора и Лавра отмечался лошадиный (конский) праздник. В этот день лошадей не использовали для работы, какой бы важной она ни была, давали им отдых. Не принято было даже на скачках седлать лошадей. До дня Флора и Лавра не разрешалось выжигать тавра (клейма) на молодых лошадях. Любая работа на лошадях могла навести на них порчу и падеж.
Рано утром лошадей кормили «в полную сыть» свежим сеном и овсом, мыли и чистили скребницей. Существовал специальный обряд – купание лошадей. Их приводили к ближайшим рекам, озерам, другим водным источникам, где и совершалось купание. Мужчины надевали нарядные рубахи и вели лошадь на поводке в пруд. А сами шли рядом по берегу.
После купания лошади украшались: им расчесывали гривы и хвосты, «завивали» (вплетали) в них яркие ленточки. Лошадей собирали вместе со всех окрестных деревень и к обедне пригоняли в село, к церковной ограде, где происходило церковное водосвятие и молебен. После обедни и молебна чествуемым святым – покровителям коней Флору и Лавру, совершалась «конная мольба», заключавшаяся в том, что священники выходили из церкви и окропляли приведенных животных освященной водой. По народным верованиям, это должно было охранять коней от всякого лиха: «Умолил Фрола и Лавра, жди и лошадям добра», «Фрол и Лавер до рабочей лошади добер». Часто молебны сопровождались крестными ходами с выносными крестами и иконами, которые направлялись к часовням и святым источникам.
В день Флора и Лавра устраивали скачки вперегонки на неоседланных лошадях (скакалки). Скачки происходили на ровном поле, за деревней, а если возможность позволяла, то около часовен. После скачек устраивалось праздничное угощение; приготовлялось пиво. Так как мужчины и парни участвовали в скачках, то они по большей части старались воздержаться от выпивки. Этим пользовались женщины, гуляя «на фролах» за себя и за мужчин.
В этот день для табунщиков и конепасов изготовлялся специальный «именинный» пирог. Лошадей кормили круто посоленным яичным хлебцем или фроловской (ржаной) просфорой, которую каждый хозяин нес из церкви за пазухой, чтобы дома, разломив на несколько частей, дать по кусочку каждой дворовой скотине – от коня до поросенка. Для лошадей выпекалось обрядовое печенье «фролы», имеющее форму круглых шариков. Выпекались «фролы» из толокна, реже из ячневой или пшеничной муки. Изготовлялись «фролы» в большом количестве, их не только давали лошадям, но и ели сами с чаем и молоком, угощали всех, кто заходил в дом.
Обрядовое печенье «Фролы». 0,8–1 кг муки, 0,5 л сметаны, 200 г сливочного масла, 3 яйца, 2 столовые ложки сахара, 0,5 чайной ложки соли.
В муку или толокно, замешанное на масле, добавить сметану, яйцо и сахар. Из теста раскатать жгуты, которые разрезать на части и скатать небольшие шарики («катыши»). Выпекать «фролы» в печи на противнях или сковородах.
Ко дню Флора и Лавра приурочивали начало бабьих «засидок», когда женщины собирались вместе в одну избу, чаще всего к какой-нибудь вдове, с прядением, вязанием и другим рукоделием: «С Фролова дня засиживают ретивые, а с Семена – ленивые». Этот день означал начало «помочей» – помощи всего «мира» в хозяйственных работах вдовам, сиротам, одиноким старикам.
Фролов день считается концом основных полевых работ. К этому дню стараются управиться с озимым севом, и этот день назывался «досевками». Считалось, что кто будет сеять
после этого дня, тот не дождется урожая; посев ржи после «Фролов» определялся как запоздалый: «Сей озимь от Преображения до Фрола», «Коли до Фрола не отсеешься, фролы (флоры; цветы; один куколь; сорняки) и родятся», «Кто сеет на Фрола, у того фролки и будут». Окончание сева отмечали праздничной трапезой и гуляньем.


Дневник наблюдений погоды в Тюмени                                     Август 2016 г.


Дневник наблюдений погоды в Тюмени                                     Август 2017 г.

 

Leave a Reply

Your email address will not be published.