Календарь на все дни. 13 января

13 Января

День российской печати


Исторические даты:       смотреть тут


 Именинники: 

Мелания, Мартина, Гай, Ириний


Маланья или Васильев вечер

Православный календарь:

Отдание праздника Рождества Христова; день преподобной Мелании Римляныни.


Народные приметы: 

Если подует в ночь ветер с юга – год будет жарким и благополучным,

с запада – к изобилию молока и рыбы,

с востока – жди урожая фруктов.

Падает мягкий снег – на урожай,

а если тепло, то лето будет дождливым.

Много пушистого инея на деревьях – к урожаю зерновых и хорошему медосбору.

Гололед на деревьях – уродят плоды и овощи.

Если в ночь ветер дует с юга – год будет жаркий и благополучный,

с запада – к изобилию молока и рыбы,

с востока – жди урожая фруктов.


Народные поверья и обычаи:

Этот день – канун Старого Нового года. Вторая (богатая) кутья. С Маланьей связано понятие изобилия, больших приготовлений. Хозяйки устраивали «щедрование», «щедровки»: наготавливали как можно больше снеди (пироги, колбасы, начиненные гречневой кашей, и вареники), чтобы можно было угостить всех приходящих знакомых и соседей: считалось, что щедрый (богатый) стол обеспечит хозяину достаток на весь год. Отсюда пошла поговорка: «Как на Маланьину свадьбу». На Васильев вечер, еще до наступления рассвета, варили ритуальную кашу – кутью.
Кутья. Кутья – ритуальная пища, обязательное блюдо в кануны святочных праздников: Рождества, Нового года, Крещения, а также в дни общего поминовения мертвых, или родительские дни (Масленичная суббота, Радуница, Троицкая суббота и Дмитриев день). Кутья представляет собой кашу из цельных зерен и ягод, а также меда, придающего блюду сладкий вкус.
Значение кутьи как обрядовой пищи обусловлено символикой ее состава. По народному поверью, зерна, ягоды, мед возрождают жизнь через смерть. Зерно (чаще всего пшеница, а также ячмень, пшено; в городской среде рис) – символ жизни и плодородия, так как оно сохраняет, воссоздает жизнь и умножает ее. Добавляемые в кутью ягоды (изюм; сушеная черемуха) – те же семена и, соответственно, имеют то же символическое значение, что и зерно. Третьим компонентом кутьи был мед или сыта (разварной мед на воде). Символическое значение меда связано с образом пчелы – «Божьей угодницы», поставляющей воск для свечей. Представление о пчеле как высоком (божественном) существе нашло отражение в поверье, что она жалит только грешника. Поэтому мед применяли в обрядах в чистом виде и в составе ритуальных блюд (хмельных напитков, пирогов, пряников и проч.), в том числе и в кутье. Ритуальное вкушение подобной пищи приобщало и человека к этому процессу вечного кругооборота жизни. По этому кутья входила в состав блюд святочного периода, открывающего новый календарный круг, а также использовалась в «переходных» обрядах жизненного цикла человека (родины, свадьба, похороны).
В Рождественский сочельник горшок с кутьей ставили в красный угол вместе с необмолоченным снопом ржи. Часть оставшейся после ужина кутьи дети разносили по домам бедняков, а часть вместе с другими недоеденными блюдами до утра сохраняли на столе для «поддержания душ» предков.
Кутья была настолько важным обрядовым блюдом, что дала название святочным трапезам. Первую, рождественскую трапезу, называли «постной» кутьей. Вторую, в Васильев вечер, – «щедрой». Третью, в Крещенский сочельник, – «голодной» кутьей.
Гадания Гадания по кутье.
По кутье гадали о будущем годе: если только что приготовленная каша вылезала из горшка, если горшок с нею треснул в печи, если кутья оказывалась белой и мелкой, это считали предзнаменованием беды в доме. Если же горшок был полон, а кутья во время приготовления покраснела, то в семье ждали удачи и счастья. Девушки, чтобы узнать имя «суженого-ряженого», в Крещенский сочельник выходили на улицу с ложкой кутьи под фартуком и спрашивали имя первого прохожего. С помощью кутьи узнавали и о деловых качествах будущего жениха: готовую кутью ставили на колодец и смотрели, кто прилетит ее клевать: если ворон – то жених будет непутевый, а если сорока – то проворный.
Гадания о погоде.
Чтоб определить погоду будущего года, делали так: вечером старший мужчина в семье брал луковицу и разрезал ее пополам, выбирал чашечки половинками по числу месяцев в году, расставлял их рядком, сыпал в них соль до половины. Затем давал слева направо чашечкам названия месяцев года – январь, февраль и т. п., и загадывал, какой месяц в году будет более всех дождливый, а какой менее. Чашечки ставили на подоконнике – ближе к раме. Наутро смотрели, где больше растаяло соли, где менее, а где и совсем нет. Это указывало на то, какие месяцы будут дождливые, какие сухие.
Гадания о замужестве. Мать завязывала дочери глаза, водила ее по комнате, затем отпускала: иди, куда хочешь. Если дочь приходила к двери – значит, ее ждет скорое замужество.
Гадали на кольце: брали обручальное кольцо матери или бабушки, опускали его в стакан с водой и смотрели. В полночь в кольце должен был показаться суженый, если же показывался холмик – это означало, что девушка замуж не выйдет.
Наливали воду на блюдце и пускали туда две тонкие иглы. Если иголки сойдутся, то девушка выйдет замуж за милого.
Из середины поленницы вытаскивали полено, если оно гладкое; без сучков – муж добрый и красивый, если сучковатое – муж вспыльчивый, злой. Сколько на вытащенном полене окажется сучков – столько и детей будет.
По народному поверью, святочные гадания в этот вечер обязательно сбываются.
«Кликанье мороза» «Кликанье мороза» – обряд зазывания мороза на трапезу и угощение его ритуальной пищей. На Святки мороз кликали в канун Рождества, в Васильев вечер, в Крещенский сочельник.
Обряд исполнял хозяин или хозяйка, вынося для мороза «угощение» (овсяный кисель, кутья, блины) и произнося «заклички». «Кликали мороз» в полночь (перед сочельническими трапезами в Святки), утром (после пасхального разговления; после приготовления обрядовой пищи в Чистый четверг) или днем (во время праздничного обеда в Пасху). Хозяин или хозяйка в «кликали» мороз в открытое окно или выходили на порог, крыльцо или в огород:
«Дед-Мороз, Дед-Мороз!
Приходи блины есть и кутью!
А летом не ходи, огурцы не съедай,
Росу не убивай и ребятишек не гоняй»
Если обряд совершался до трапезы, то морозу отдавали первую ложку кутьи или киселя; если же по окончании – то выносили остатки обрядового блюда. Кисель или кутью оставляли также на окне снаружи, относили в подпол и ставили на подпольное окошко или выплескивали через порог на улицу, оставляли или выливали в огороде. Смысл обряда кликанья мороза в его «задабривании»:
«Мороз, мороз,
Ступай к нам кисель есть;
Не бей рожь и житарь,
А на посконь воля твоя».


Дневник наблюдений погоды в Тюмени                                Январь 2017 г.


Дневник наблюдений погоды в Тюмени                                Январь 2018 г.

Leave a Reply

Your email address will not be published.